Брендинг города в современной Украине

На сегодняшний день можно выделить три основные причины, тормозящие брендинг в городах Украины. Первая – это отсутствие уверенности в действенности маркетингового подхода в становлении города: не все региональные руководители верят в то, что с помощью маркетинговых инструментов и комплексного подхода к формированию бренда города и социально-экономической стратегии можно сделать город успешным, инвестиционно привлекательным и процветающим. Вторая причина – это отсутствие практического опыта при построении бренда города, отсутствие или незначительная часть научно-методических и практических разработок в области брендинга городов. Ну и третья причина, которая является самой весомой из всех вышеперечисленных, – это очень большие затраты на разработку бренда и последующий брендинг.

Так, опыт успешных городов-брендов свидетельствует о многомиллионных затратах на разработку и продвижение бренда города. В тоже время результаты, достигнутые вследствие реализации успешной стратегии брендинга, во многом превышают затраты по количественным и качественным показателям.

Решению первых выделенных проблем развития брендинга в городах Украины будет способствовать привлечение специалистов – маркетологов, экономистов, социологов с передовым опытом и современным образом мышления для разработки стратегии социально-экономического развития города и бренда города.

Что касается непосредственно затрат на разработку бренда, то нужно отметить, что конечно же суммы в десятки миллионов долларов для многих городов Украины являются неподъемными, в связи с чем целесообразно подключать к разработке брендов отечественных талантливых маркетологов и широкие группы общественности, в том числе и на конкурсной основе. Такой подход в Украине уже имели возможность попробовать такие города как Одесса, Харьков и Донецк, что позволило существенно сократить бюджет разработки бренда города.

Стоит отметить, что успешность бренда во многом зависит не только от удачной идеи и креативных решений, но и от грамотного управления проектом бренда города. Приступая к реализации проекта по построению бренда города, прежде всего необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к бренду, таких как правдивость и соответствие действительности, уникальность и оригинальность, притягательность для целевых групп общественности и простота восприятия. В работе по формированию бренда города целесообразно выделить несколько основных этапов, которые могут варьироваться в зависимости от конечных целей и задач брендинга.

Первый этап должен включать в себя всесторонние маркетинговые исследования как целевой аудитории бренда города, так и сложившихся условий и предпосылок для формирования концепции бренда и его потенциала.

На втором этапе, на основе анализа полученной информации в результате маркетинговых исследований, необходимо сформировать цели и задачи разработки бренда города, определить ключевые ценности бренда, которые будут понятны и доступны целевой аудитории бренда города, сформировать платформу бренда, позиционировать бренд города. При этом при построении бренда города действуют те же принципы, что и в бизнесе – найти и усилить региональные преимущества и постараться скрыть недостатки.